Центробанк РФ своим информационным Письмом от 05.06.2024 г. довел до сведения комплаенсов всех российских банков, что огульно отказывать в обслуживании клиентам, без объяснения причин, ссылаясь на волшебную фразу "115-ФЗ", они не имеют права! И действительно. Сейчас не 1937 год, и не сезон "охоты на ведьм", как думают некоторые специалисты комплаенс-служб. Если клиент нарушил закон - укажите ему конкретно, какой пункт накой статьи и какого закона он нарушил! Разберитесь с вопросом по существу, в чем конкретно ошибка клиента, насколько она критична, и как можно ее устранить. Вместо изгнания из банка клиента, который ни к какой ответственности по закону не привлекается никакими органами, а ведет нормальный бизнес и платит налоги! Как следует из Письма Центробанка от 05.06.2024 г., ни ЦБ РФ, ни Финмониторинг не вмешиваются в оперативную деятельность комплаенсов, и ни дают им указаний, за исключением, конечно, контроля тех лиц, которые по международным законам признаны террористами и внесены в соответствующие списки. Кроме, того, обязанность информировать клиентов о причинах отказа в обслуживании предусмотрена самим 115-ФЗ!
Но разве не доводилось вам слышать или читать знакомую фразу: "банк вправе отказать в обслуживании без объяснения причин"?
Сейчас по сути, к "террористам" относят всех тех, кто не понравился комплаенсу, вставшему не с той ноги.
Довольно уже! У нас правовое государство, и пора соблюдать законы РФ даже банкирам!!!
23 сентября 2024 вышло Указание ЦБ РФ о снижении рисков по 115-фз № 6853-У, в котором подробно изложены действия юрлиц и ИП для снижения рисков на уровне ЦБ РФ. Скачать его можно ниже.